А.П. Бородовский

(Новосибирск, ИАЭТ СО РАН)

ЦЕНТРЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОСТОРЕЗНОЙ ОБРАБОТКИ СКИФСКОЙ ЭПОХИ НА ЮГЕ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

А.Р. Borodovsky
(Novosibirsk, IAET SD RAS)
Centres for art bone processing of the scythian period
in the south western Siberia


Одной из ярких и самобытных составляющих искусства скифского времени является художественная резная <кость>. Под этим термином подразумевается все многообразие предметов изготовленных из различных органических материалов, включая кость (трубчатую, плоскую), рог (полый, цельный), клык и бивень, обработанных и декорированных при помощи целого ряда способов художественной резьбы - объемной, высокорельефной, плоскорельефной, выемчатой, контурной (гравировальной) и сквозной. При этом материал мог полностью или частично сохранять свое природную форму или подвергаться целенаправленной разделке на типовые заготовки по определенной технологии. Художественная резная кость, выполненная в традициях скифо-сибирского звериного стиля давно и заслуженно привлекает внимание целого ряда исследователей (Ильинская В.А., 1976, c. 21,23). Такой интерес был обусловлен несколькими причинами: явным своеобразием этих предметов искусства скифской эпохи; связями с проблемами формирования художественных особенностей скифо-сибирского стиля; поиском центров его сложения; выявлением местного своеобразия регионов, входящих или соприкасающихся со скифо-сибирским миром. Литература по затронутым вопросам относительно резной кости настолько обширна и несомненно требует особого анализа, что является темой самостоятельного историографического исследования. Но подход к решению затронутых проблем не возможен без оценки современного состояния корпуса источников художественной резной кости скифской эпохи для ряда определенных территорий.

В настоящее время на юге Западной Сибири (от Обь-Иртышья до Тувы) известно около двух сот предметов художественного косторезного производства, относящихся к скифской эпохе (с VIII-VII по IV-III вв. до н.э.). Территориально образцы художественной резной кости этого времени размещены не равномерно: в Обь- Иртышье - 4%, на Верхней Оби - 16%, Алтае - 44%, в Минусе - 9%, Туве - 27%. Такие особенности вряд ли случайны, поскольку для каждого из этих регионов характерно явное культурное своеобразие, включая в ряде случаев (Алтай, Минуса, Тува) яркую специфику скифо-сибирского звериного стиля. Более того традиционно считается, что изделия художественной резной кости эпохи раннего железа чаще всего имеют местное происхождение. Все это позволяет поставить вопрос о выделении центров художественной косторезной обработки скифской эпохи на юге Западной Сибири. Методика реконструкции таких центров обработки и производства достаточно детально разработана на материалах древнего бронзолитейного дела (Черных Е.Н., 1967, c. 295-301; Черных Е.Н., Кузьминых C.В., 1989, c. 214-216). При всей структурно-организационной аморфности древнего косторезного производства и особенностей его сырьевой базы, этот опыт вполне приемлем для характеристики художественной резной кости скифской эпохи на юге Западной Сибири. Исходя из общего понятия центра производства как определенной территории, характеризующейся сырьевой базой, временем существования обработки, своеобразием разновидностей изделий и их распространением. Для художественного косторезного производства следует добавить еще несколько специфических признаков. К числу их несомненно относятся: 1. Особенности использования различных видов природных материалов; 2. Особенности раскроя сырья и типов косторезных заготовок; 3. Своеобразие техники художественной резьбы; 4. Влияние обработки других материалов на художественную резьбу; 5. Своеобразие орнаментальной отделки изделий; 6. Особенности художественных образов и композиций; 7. Тонирование, прокраска или инкрустация резных изделий. Все эти черты в различной полноте присутствуют в изделиях сибирских косторезных центров (Орлова Е.П., 1964, c. 14,24,27,30; В.Х. Иванов, 1979, c. 15-23; Валов А.А., 1987, c. 20-25), существующих до настоящего времени. Опираясь на выше перечисленные признаки можно выделить Тувинский, Минусинский, Алтайский, Верхнеобской, и Обь-Иртышский центры художественной косторезной обработки скифской эпохи. В зависимости от местных естественных ресурсов у этих центров несколько различается сырьевая база. Например, в Туве в качестве основного материала использовался рог марала (98%) и лишь в единичных случаях (2%) обрабатывался клык кабана. Минуса в основном характеризуется изготовлением предметов из рога марала (65%) и лося (35%). Алтай отличается значительным разнообразием используемых сырьевых ресурсов, среди которых - рог марала (66%), рог лося (1,5%), таранная кость (31%), чехол полого рога (1,5%). На Верхней Оби так же велико разнообразие сырья, оно включает рог марала (71%), лося (21%), трубчатую кость (4%), метакарпальную кость (4%). В Обь-Иртышье большинство изделий изготовлено из рога лося (80%), а остальная часть предметов (20%) из других материалов. Имеются определенные отличия и в использовании роговых заготовок (Бородовский А.П., 1997, c. 86,93,94,98). Длинные роговые отростки чаще всего применялись на Алтае и Верхней Оби. В Туве и Обь-Иртышье такая заготовка использовалась значительно реже, а в Минусе она не встречалась. Зато, цилиндрические <пеньки> из этой части рога были широко распространены во всех центрах за исключением Минусы. Только на Алтае и в Минусе встречаются пластины из роговых отростков. Тогда как двойная роговая пластина распространена значительно шире от Обь-Иртышья до Енисея исключая Туву. Еще более часто встречается одинарная роговая пластина. Она была представлена на всех территориях, но Алтай и Тува сближаются на основании получения этих заготовок при раскрое широких разветвлений рога марала. Верхняя Обь отличается самым значительным разнообразием используемых заготовок, в том числе и раскроем розетки сброшенного рога. Способы резьбы во всех центрах достаточно разнообразны, но различаются по широте распространения. В Туве особенно широко представлена высокорельефная и рельефная резьба в сочетании с выемчатой. Для Алтая такая корреляция не так часто встречается, а на Верхней Оби эти совпадения вообще отсутствуют и каждый вид резьбы существует самостоятельно. Кроме того в западном направлении постепенно падает значение высокорельефной резьбы. Для Алтая еще следует отметить наличие прорезной резьбы. Существуют заметные отличия и в влиянии обработки других материалов на резную кость в различных центрах. В отдельных случаях можно говорить о своеобразном <подавлении> местного художественного производства бронзолитейным. Например, как это произошло в Минусинской котловине - одном из самых мощных горно-металлургических центров южной Сибири (Черных Е.Г., 1967, c. 298). Но совпадение границ центров художественной косторезной обработки с бронзолитейным производством далеко не всегда приводило к таким результатам. На Алтае и Туве напротив проявилось яркое своеобразие резной кости. Во многом это было обусловлено тем, что такие территории находились на периферии (Алтай) горно- металлургических центров, либо на ранних этапах испытали значительное влияние (Тува) соседнего бронзолитейного производства (Минуса). Штампованные сакские металлические изделия (Иссык) явно служили прототипом для резной кости Верхнего Приобья (Усть-Иштовка-I, Рогозиха-I).Не менее значимо для большинства косторезных центров (Алтай, Тува, Верхняя Обь) было влияние обработки дерева. Из других материалов следует отметить - бересту, кожу, войлок (Алтай). Самое значительное воплощение образов в резной кости характерно для Тувы (10), Алтая (8), Верхней Оби (5) в Обь-Иртышье (4) и Минусе (3) их существенно меньше. Для этих же центров наблюдается аналогичное разнообразие композиций. Число их наиболее велико на Алтае. Здесь существует несколько вариантов симметричной развертки головы животного. Однако древнейший образец этого построения известен в Минусе (Кичик- Кюзюр-I). Тува выделяется сложными многофигурными композициями (Грач А.Д., 1980, c. 76), которые единичны на Верхней Оби и Обь-Иртышье, а на Алтае и Минусе в резной кости они вообще отсутствуют. Ранние образцы геральдических композиций известны в Обь-Иртышье (Молодин В.И., 1992, c. 90). Наибольшее разнообразие орнаментального оформления резной кости характерно для Тувы, Алтая и Верхней Оби. Значительно беднее орнамент на предметах из Обь-Иртышья и Минусы. Из региональных особенностей декора следует отметить растительный орнамент Алтая, не встречающийся на других территориях. Глазчатый орнамент в основном распространен в Туве и Минусе и изредка встречается западнее. Точечный орнамент резных изделий Верхней Оби (Гоньба-II, Рогозиха-I) аналогичен минусинским образцам (Туран-II). Это сходство, как отражение связей или влияний далеко не единственное. Тонирование резной кости (коричневое), прокраска (черная, красная) встречается только на Алтае (Пазырык). Неодинаково и разнообразие резных изделий в указанных центрах. Наиболее велико количество различных предметов в Туве, на Алтае и Верхней Оби, в Обь-Иртышье и Минусе число таких вещей не велико. В то же время, для целого ряда центров художественной обработки кости характерны сходные разновидности изделий. Так на Алтае, Верхней Оби и Минусе распространены псалии с зооморфно оформленными окончаниями. В Обь-Иртышье, Верхней Оби, Алтае и Туве встречаются зооморфные пронизи. Резные гребни распространены повсеместно за исключением Алтая. Навершия плетей известны в Туве, Алтае и на Верхней Оби. Существует и местное своеобразие разновидностей резных предметов. Например, ножи с зооморфной отделкой известны только в Минусе, ножны на Верхней Оби, а перекрестья в Минусе. Разделение обширных территориальных центров художественной косторезной обработки на определенные производственные центры пока можно провести только на основе локализации некрополей с представительными сериями резных предметов. Поскольку большинство таких изделий происходит из погребальных комплексов. В Туве некрополи с единичными резными предметами составляют 47%, c двумя вещами - 12%, c 3-5 поделками -35%, c 6-10 изделиями - 6%. Комплексы с значительными выборками образуют три локальные группы (производственные центры !?) - юго-западную (Саглы-Бажи-II,IV,VI, Дужерлиг- Ховузу-I, Даган-Тели-I), - центральную (Хадынныг-I, Хемчик-Бом-III, Урбюн-III, Аймырлыг) и северо-восточную (Аржан, Туран-I, II, IV, V). В Минусе в основном преобладают комплексы с единичными предметами 77%. Могильники с двумя вещами (11,5%) и серией предметов (11,5%) крайне редки. Эти комплексы группируются на - правобережье (Туран-I,II) и - левобережье (Черновая- I, Подгорное Озеро, Барсучиха-I) среднего Енисея. На Алтае погребальные памятники с единичными резными предметами составляют 67%, c двумя вещами - 9%, c 3-5 предметами - 24%, c более значительной серией изделий - 1%. Могильники с большим количеством резной кости расположены в основном в Восточном (Пазырык, к. 2,3), Центральном (Башадар, к. 1, Шибе, Туяхта) и Северном (Майма-VII,XIX, Барангол-I) Алтае. На Верхней Оби некрополи с одним резным изделием составляют 56%, c парой вещей 19% и 3-5 поделками 26%. Территориально эти комплексы группируются в Бийском (Красный Яр-I, Бийск-I, Аэродромный), Барнаульском (Усть- Иштовка-I, Рогозиха-I) и Новосибирском (Новый Шарап-II) Приобье. В Обь-Иртышье в связи с малочисленностью находок такое разделение провести сложно. Не менее интересен вопрос о хронологии существования центров художественной косторезной обработки скифской эпохи на юге Западной Сибири. Для Тувы, Минусы, Алтая по мнению ряда авторов (Членова Н.Л., 1971, c. 212-214; Ильинская В.А., 1976, c. 26) характерно наличие явных связей резной кости раннескифского времени с предшествующей эпохой бронзы. Это касается головок коней (Аржан, Березовка-I, Кызыл-Куль), восходящих к каменным зооморфным жезлам. Такое сходство подтверждается и определенными технологическими особенностями. В частности голова лошади из Березовки-I изготовлена из довольно своеобразной заготовки - отростка рога с частью стенки роговой ветви или закраины, что типично для эпохи бронзы, а не для раннего железа. Привлекает внимание и то, что в отличии от раннескифских комплексов восточно-европейских территорий для юга Западной Сибири не характерно исключительное бытование архаичных образцов звериного стиля в резной кости. Напротив, этот регион отличается параллельным бытованием таких изделий как в <кости>, так и в металле, что затрудняет определение исходного материала на основе которого формировались художественные особенности скифо- сибирского стиля. Из недавней истории развития художественных косторезных центров Сибири известно влияние на них социально-экономических и военно- политических потрясений (Орлова Л.А., 1964, c. 9). Для юга Западной Сибири воздействие этих факторов прослеживается на ряде примеров. Так, известное совпадение поражения юэчжей от гуннов в III-II вв. до н.э. и прекращение существования пазырыкской культуры на Алтае приводит к исчезновению одного из ярких центров художественной косторезной обработки скифского времени. В Туве, в это время, напротив изготовление художественной резной кости продолжает развиваться, оказывая как и прежде (Грач А.Д., 1980, c. 74, 75) воздействие на среднеазиатский регион, а через него и на Обь-Иртышье (Бородовский А.П., 1995, c. 59). Определенный импульс для развития резной кости Верхней Оби исходит в конце I тыс. до н.э. из Минусы.

В целом выделение ряда центров художественной косторезной обработки на юге Западной Сибири, позволяет не только обобщить определенную разновидность предметов скифо-сибирского искусства, но структурировать их технологические и декоративные особенности, а так же подойти к вопросам связанным с судьбами звериного стиля эпохи раннего железа в таком органическом материале, как "кость".

|Вернуться к публикациям|