Бородаев В.Б.


С.И.Руденко и Алтай


Сергей Иванович Руденко родился 29 января 1885 г. в Харькове. Позже семья переехала в Пермь, где Руденко-гимназист начал этнографическое изучение башкир. Эти исследования он продолжал и обучаясь в 1904-1909 гг. на естественном отделении физико-математического факультета Петербургского университета. В 1908 г. в Париже била опубликована первая работа молодого ученого по этнографии. В том же году он принял участие в изучении Мезинской палеолитической стоянки, получив навыки археологических раскопок. По окончании университета С.И.Руденко в течение года занимался этнографическими и антропологическими исследованиями среди хантов, манси и ненцев Нижнего Приобья, произвел раскопкии остяцкого могильника близ Обдорска.

Оставленный в университете для подготовки к профессорскому званию, С.И.Руденко в 1913-1914 гг. посетил Турцию, Сирию, Палестину, Египет, Италию, в течение года слушал лекции и занимался антропологическими исследованиями в Париже. Вернувшись в Россию, Сергей Иванович преподавал на кафедре географии и антропологии Петербургского университета. В 1915 г., участвуя в почвенно-ботанической экспедиции на Урал, он произвел раскопки знаменитых Прохоровских курганов. В 1918 г. за работу "Башкиры" ему была присуждена степень магистра географии.

С этого времени научная деятельность С.И.Руденко оказывается тесно связанной с Сибирью. В 1919 г. он избирается профессором Томского университета по кафедре географии, а позже становится деканом физико- математического факультета. В 1920 г., приняв участие в комплексной экспедиции в Минусинскую котловину, Сергей Иванович производил раскопки тагарских курганов. После избрания в 1921 г. заведующим этнографическим отделом Русского музея и, одновременно, заведующими кафедрой антропологии и этнографии Петроградского университета, С.И.Руденко возвратился в Петроград. В это время он активно работал в Особом комитете по исследованию союзных и автономных республик, где в числе других руководил и Алтайской экспедицией. Тогда же ученый был избран старшим научным сотрудником ГАИМК.

В 1924 г. С.И.Руденко впервые приехал на Алтай. Ему шел сороковой год. Позади было много лет плодотворной напряженной работы в антропологии, этнографии и археологии. Сергей Иванович не был археологом в узком современном понимании этого термина. Он был блестяще эрудированным, широко образованным Географом, в объект исследований которого входили как люди, современные ему, и древние, так и природные условия среди, в которой эти люди жили. Именно в чрезвычайно широком подходе ученого к историко-этнографическим вопросам, в тесной увязке их с естественно-географическими условиями и проявилось своеобразие Руденко-историка.

За всеми работами ученого виден не только его талант, но и исключительно большой труд. В 1934 г. кроме С.И.Руденко и А.Н.Глуховой Алтайская экспедиция Русского музея состояла всего из двух сотрудников- студентов и проводника-алтайца. Путь был составлен так, что проходил через районы Восточного Алтая, в то время еще не вписанный географически. Продвигаясь на лошадях по маршруту Улала-Кебезень- Артыбаш р.Чулышман и далее долиной р.Улаган на р.Башкаус - Курайский перевал - р.Чуя и вверх по ней в Чуйскую степь - верховье р.Байлюгем - ур.Язула на р.Чулышман - Телецкое озеро, отряд на всем пути провел барометрическое нивелирование, что позволило вычертить профиль проведенного маршрута; было составлено геоморфологическое описание края и собрана коллекция горных пород; выяснились границы распространения высокогорной тундры и территории, пригодные для скотоводства и земледелия; была составлена маршрутная карта распространения различных видов почв, в связи с границами распространений растительных сообществ, собрана коллекция почвенных образцов и гербарий. Экспедиция посетила тубаларов, теленгитов и казахов. По заданию Комиссии АН по изучению племенного состава населения СССР были выяснены границы расселения и численность этих народов Алтая. Их быт и особенности расселения изучались в тесной связи с окружающими природными условиями. Была собрана значительная коллекция вещей, проводились антропологические обмеры.

Этот длинный список работ Алтайской экспедиции 1924 г., состоявшей лишь из пяти человек, все же не полон. Ведь тогда же был открыт и раскапывался могильник Кудырге, велись раскопки в разных пунктах на р.Улаган, в том числе и в долине Пазырык, проводились другие археологические работы (Руденко С.И.,1926;Грязнов М.П.,1926; Гаврилова А.А.,1965).

Не менее напряженно трудилась Алтайская экспедиция и в 1925г. когда отрядом С.И.Руденко была изучена западная часть бассейна р.Катунь, А.Н.Глухов продолжил исследование могильника Кудыргэ, а М.П. Грязнов провел свою первую археологическую разведку по рекам Бии и Оби. В 1927 г. работало два отряда: С.И.Руденко в южной части Горного Алтая, М.П.Грязнов и М.Н.Комарова - в долине р.Урсул, где ими был раскопан Шибинский курган. К сожалению, результаты значительных по объему этнографических работ Алтайской экспедиции так и остались почти не опубликованными. Пожалуй, можно сказать, что С.И. Руденко как исследователь современного ему населения Горного Алтая полностью еще не открыт. Далеко не в полной мере изданы и материалы археологических памятников, раскопанных на Алтае и те годы. Находки из них затмил Пазырык.

Алтайская экспедиция открыла Пазырыкские курганы в 1924 г. Тогда проводилось географическое изучение долины, брались пробы грунтов, для чего производилась шурфовка возле больших насыпей. Велись раскопки мелких археологических объектов. Удаленность урочища от населенных пунктов и возможность добраться туда только вьючными тропами первоначальна заставляли отказаться от крупномасштабных раскопок. Подкурганная мерзлота на Алтае была известна давно. В 1927 г. ее обнаружили в Шибинском кургане, схожем по размерам с Пазырыкскими, но расположенном в зоне более мягкого климата. Следующая экспедиция С.И.Руденко на Алтай, организованная в 1929 г., начала раскопки большого кургана на Улаганском нагорье. Не случай, а точный научный расчет привел ученого к открытию: первый Пазырыкский курган, с большой тщательностью исследованный М.П.Грязновым под непосредственным руководством С.И.Руденко, дал небывалый по характеру, сохранности и объему материал, с немалым трудом вывезенный по р.Чулышману, через Телецкое озеро и далее на плотах вниз по р.Бии.

Обработка уникальных находок только началась, когда в августе 1930 г. ученый был надолго оторван от своих исторических исследований. Судьба бросила его в Карелию. Потом были исследования в Гидрологическом институте (в 1945 г. Сергей Иванович получил за них степень доктора технических наук); блокадная зима 1941 г., когда С.И.Руденко, назначенный начальником одного из отделов гидрометеослужбы Ленинградского фронта, занимался прогнозами ледового режима Дороги жизни; возвращение в ИИМК, эвакуация и работа по изучению культуры народов Чукотки и Камчатки. С 1944 г. Сергей Иванович возобновил преподавание в Ленинградском университета. Тогда же в "Известиях АН СССР" появилась его первая после тринадцатилетнего перерыва статья по истории - "Скифская проблема и алтайские находки". Без преувеличения можно сказать, что эта тема была выношена и выстрадана ученым, надолго оторванным от Алтая. С.И.Руденко ясно понимал, что сделано открытие мирового значения, что необходим новые расколи в Пазырке.

В 1947 г. стала возможной поезда на Алтай. Экспедиция состояла из самого С.И.Руденко, его жены Н.М.Руденко, принимавшей участие во всех полевых исследованиях с 1925 г., и С.А.Семенова. Курганную мерзлоту тогда же изучал специальный отряд Института мерзлотоведения в составе четырех человек. Начав раскопки второго Пазырыкского кургана, С.И.Руденко смог завершить их только на следующий год, одновременно вскрыв третий и четвертый курганы. Шестидесятилетний ученый с удивительной энергией воспользовался предоставленной ему возможностью вести исследования на Алтае. Об интенсивности научного труда С.И.Руденко в это время говорит такой факт: книга "Второй Пазырыкский курган" была издана Эрмитажем в год окончания его раскопок. Последний из больших Пазырыкских курганов пятый изучался в 1949г. На следующий год экспедиция, возглавляемая С.И.Руденко, раскопала два Башадарских кургана, а в 1954 г. - два Туэктинских. Тогда же отрядом А.А.Гавриловой был доследован большой Катандиский курган.

В результате этих работ был получен совершенно исключительный по обилию, разнообразию и научной ценности материал. Была выявлена самобытная и богатая культура племен Алтая скифского времени с их удивительным искусством и обширнейшими связями с цивилизациями Ближнего Востока и Китая. В 1954 г. ученый был награжден орденом "Знак почета". Изучение С.И.Руденко заледенелых курганов Алтая принадлежит, по выражению В.М.Массона, к числу наиболее значительных и всемирно известных достижений советской археологии (Массон В.М.,1965) . Первоначально дискуссионным являлся вопрос о возрасте открытых памятников, которые С.И.Руденко неизменно относил к скифскому времени. Отстаивая эту точку зрения, ученый широко привлекал естественно-научные методы датирования, что позволило ему в конечном итоге создать небывало точную для того времени хронологию алтайских курганов (Руденко С.И.,1960,с.335-336;сравн. Марсадолов Л.С.,1985). Раскопки могильников скифского времени в Туве подтвердили вскоре правоту С.И.Руденко; стало ясно, что отнесение Пазырыка в 3-1 вв. до н.э. не верно. Впоследствие был передатирован по схеме С.И.Руденко Шибинский курган (Руденко С.И.,1969,о.336;сравн. Баркова Л.Е., 1978).

Научная прозорливость исследователя не случайна, как не случайны были открытие Пазырыка или раскопки алтайского палеолита. По сути дела, Усть-Канская пещера била первым гротом, замеченным С.И.Руденко с дороги. Но не надежда на случайный успех или простое любопытство, а истинное научное предвидение привело ученого к раскопкам этого памятника в 1954 г. Соглашаясь с выводом предшествующих исследователей о том, что чарышские пещеры вряд ли могли быть населены теми животными, остатки которых в них обнаруживали, С.И.Руденко понимал, какое открытие должно ждать археолога в Усть-Канской пещере, и сделал его.

Показательна датировка этого памятника. Не являясь специалистом в такой специфической области археологии как палеолит, С.И.Руденко, верный своей методике, пристальное внимание уделил реконструкции природных условий, окружавших обитателей стоянки. Опираясь на определения И.К.Верещагина, считавшего, что фаунистический комплекс Усть-Канской пещеры характерен для сухой, но относительно теплой фазы, С.И.Руденко датировал находки "верхним плейстоценом теплой фазой, предшествовавшей последнему оледенению Алтая" (Руденко С.И.,1969,с.125). Весь археологический материал он считал одновременным. Позднейшие исследования С.И.Цейтлина, пытавшегося установить геологический возраст памятника, позволили ему предполагать наличие в пещере двух разновременных культурных комплексов. Однако характерно, что и в этом случае дата стоянки, предложенная С.И.Руденко, "справедлива по крайней мере для нижних ее слоев" (Цейтлин С.И.,1979,с.84). Причина научной прозорливости С.И.Руденко заключалась в умении проводить широкое, всестороннее изучение объектов, привлекших внимание ученого. В его работах гуманитарные исследования, как ни у кого другого, тесно взаимосвязаны с естественными и техническими, что позволяло подойти к археологическим источникам с разных сторон. Так, при раскопках в Пазырыке и в ходе обработки полученных материалов, были проведены исследования в следующих областях: мерзлотоведение, ботаника и палеоботаника, палеозоология, гиппология, антропология, дендрохронология, радиоуглеродное датирование, трассология, спектральный и метаклографический анализы металлов; специальному изучению подвергались ткани. Вместе с тем, проводилось изучение находок и традиционными археологическими методами, привлекались этнографические данные и письменные исторические источники. Тщательному анализу и всестороннему описанию подвергалось искусство пазыркцев, а также художественные изделия, попавшие на Алтай из других областей. И везде С.И.Руденко проявлял себя как крупный специалист. Своеобразие методов работы Сергея Ивановича хорошо видно при сравнении его исследований с раскопами заледенелых курганов Алтая и Тувы, проведенными позже другими исследователями и нацеленными в основном на обычные узкоархеологические нужды. Так, например, после С.И.Руденко дендрохронологический метод нигде на Алтае не применялся, хотя памятники с курганной мерзлотой вскрывались. То же самое можно сказать и об исследованиях ученого во многих других областях. Уникальность археологических работ С.И.Руденко на Алтае оказывается еще и в том, что он, как никто другой, использовал данные раскопок для научной реконструкции природной среды, в которой жили люди, оставившие тот или иной памятник. Тщательный анализ данных о флоре и фауне времени сооружения Пазырыкских курганов позволил С.И.Руденко сделать вывод, что природные условия тогда не отличались сколько-нибудь существенно от современных (Руденко С.И.,1953). Исходя из этого, хозяйство пазырыкцев он считал комплексных, причем ведущая роль принадлежала скотоводству. Естественно-географические условия Горного Алтая, по мнению С.И.Руденко, вполне обеспечивали потребности в пастбищах не только летом, но и зимой, требуя незначительных сезонных передвижений стад. В противоположность Н.П.Грязнову, ученый не видел в пазырыкцах кочевников и настойчиво отрицал сам термин "ранние комедию", равно как и расчленение культуры древних горно-алтайцев на три хронологические этапа. Одним из показателей их полуоседлого или даже оседлого образа жизни С.И. Руденко считал хорошо развитую строительную технику. Он был уверен в существовании у пазырыкцев постоянных поселений.

Эти вывод не утратили своей значимости и по сей день. Конечно, в книгах С.И.Руденко можно найти отдельные неточности, опорные места и некоторые неверные замечания, однако частные поправки, даже если они справедливы, возможны лишь после того, как написано обобщающее исследование. Прекрасно подготовленные, богато иллюстрированные и хорошо изданные монографии Сергея Ивановича о культуре населения Алтая скифского времени как раз и являются в совокупности таким капитальным обобщающим историческим трудом, к которому еще многие десятилетия будут обращаться историки, искусствоведы, археологи, этнографы, специалисты других дисциплин.

По объему научных работ, посвященных Алтаю, о С.И.Руденко не может сравниться ни один советский археолог. Его статьи и книги о горно- алтайских курганах публиковались в ГДР, Италии, Китае, Швейцарии, неоднократно издавались в США. Творческое долголетие исследователя удивительно. Ученый победил старость. Последняя книга С.И.Руденко об алтайских находках вышла в 1968 г., за год до смерти, когда ему шел восемьдесят четвертый год.

В нестареющих монографиях С.И.Руденко об Алтае его жизнь, полная напряженного творческого труда, торжества и негасимой энергии. В этих книгах сохранилось обаяние человеческой личности автора. В них - бессмертие ученого, для которого годы, связанные с Алтаем, были одними из лучших в его жизни.

|К публикациям|
Материалы конференции "Скифская эпоха Алтая"