Искусство Каракольской культуры

Изображения человека всегда занимали особое место в искусстве обществ. Начиная с палеолитических «венер» и до настоящих дней, редкий художник обходит своим вниманием жанр портрета – ключ к пониманию внутреннего мира людей, человеческой души, и стремится выразить свои чувства и мысли всеми доступными ему средствами. Любой художник приступая к выполнению портрета, ставит перед собой задачу не только передать внешнюю схожесть с натурщиком, но и отразить его внутренний мир, духовность. В разные времена мастера решали эту задачу в соответствии с традициями своего времени. В Средние века раскрытию характера и внутреннего мира изображаемого человека способствовал язык атрибтов, в период классицизма эта проблема решалась средствами композиции (поза, жесты, компоновка холста) и живописи (колорит, дифференцированный мазок и т.п.), в период импрессионизма, а особенно постимпрессионизма и авангарда задача раскрытия внутреннего состояния человека выходит на первый план. Антропоморфные образы древности, в частности эпохи бронзы, с одной стороны, поразительно реалистичны (особенно, беря во внимания те средства выразительности, которые были доступны авторам того времени, требующие значительной физической силы и довольно скудный набор материалов для творчества), но, с другой стороны, наделены некоторыми чертами, кажущимися современному зрителю фантастичными.

Рассмотрим несколько антропоморфных образов, встречающихся в петроглифике и росписях плит каракольской культуры Горного Алтая и сопредельных территориях. Современные исследователи творчества древних неоднозначны в своих оценках дошедших до наших дней сюжетов. Многие сходятся в мысли, что фантастичность трактовки есть результат разработки новых приемов передачи образа, возрастания роли образной символики (Студзицкая С.В., 1987, с. 73). Но есть и авторы, доказывающие реалистичность тех или иных атрибутов изображения. Были ли эти сюжеты отражением реальности или это графическое воплощение внутреннего мира человека?

Антропоморфные образы каракольской культуры наделены различными атрибутами и головными уборами, предстающими по одному либо в различных сочетаниях. Для удобства анализа этих изображений были выделены основные детали и внесены в базу данных, на основе работы которой были получены определенные результаты которые и отражены в данной работе.

Один из широко распространенных образов, так называемые «солнцеголовые» изображения, встречаются в петроглифах и скальных росписях эпохи бронзы на обширной территории, в том числе и памятниках Горного Алтая. Такие образы, выполненные в различных техниках, нанесены на плиты образующие каменные погребальные ящики могильника у села Каракол, открытого в 1985 г. Всего 18 изображений 8 из которых выполнены краской, а остальные гравировкой либо выбивкой по камню.

Другой популярный мотив представленный в росписях и гравировке плит каракольской культуры «быкоголовые существа» так же распространенный на широкой территории.

Человеческие фигуры с ушками.

Фигуры в «грибовидных» шляпах.

Другие антропоморфные фигуры.

В научной литературе неоднозначна датировка этих изображений. Близкие по иконографии и стилистики исполнения рисунки солнцеголовых существ датируются, как правило, эпохой энеолита и эпохой бронзы (Дэвлет М.А., 1997, с. 241). В.Д. Кубарев, опираясь на очевидный факт переиспользования отдельных плит составляющих каменные ящики, различные техники исполнения рисунков и стилистические отличия выделил три периода создания рисунков каракольской культуры. Помимо этого В.Д.Кубарев отметил заметную преемственность между приемами изображения антропоморфных образов второго «периода человеко-солнце-быков» и третьего «периода шаманов» (Кубарев В.Д. 1988, с. 97). По изобразительным признакам Д.Г. Савинов, опираясь на выделенные В.Д. Кубаревым группы изображений, получил 4 группы рисунков. Антропоморфные образы при этом распределяются по следующим группам:

Ко второй группе относятся быкоголовые (с овально-кольцевыми рогами или головными уборами) существа «грацильного стиля» выполненные зачастую способом гравировки из памятников Каракол и Бешозек (Савинов Д.Г. 1997, с. 205). Фигуры этой группы находятся либо на обратной стороне плит либо развернуто по отношению к постановке плиты, зачастую перекрываются более поздними рисунками.

К третьей группе относятся «солнцеголовые» фигуры выбитые или выполненные черной краской. Эти изображения так же как и из второй группы, могут быть перекрыты позднейшими, либо находится на обратной стороне плит, но некоторые из таких изображений расположены в верхнем «слое» рисунков.

Четвертая группа рисунков, связываемая исследователями с организацией внутреннего пространства погребения, ни разу не перекрывается другими изображениями выполнена охрами различных цветов. Как правило, это фронтально расположенные фигуры, составляющие единую композицию (Ларин О.В. Сурозаков А.С., 1994, с. 5, рис. 5), где рисунки переходят с одной плиты на другую образуя единый сюжет.

Неоднозначна и трактовка семантики этих образов. Приверженцы «реализма» приходят к выводу что «солнцеголовость» это отражение доступными древним художникам средствами, вполне реальной натуры, как, например короны из перьев (Кубарев В.Д., 1988, с. 96) или других головных уборов: рогатых, колпакообразных, грибовидных и т.п. (Окладникова Е. А., 1987, с. 176) однако, есть мнения, что таким образом обозначено божественное сияние образа (Дэвлет М.А., 1997, с. 242). Это доказывается наличием точек у концов черточек-лучей, которые и символизируют сияние. «Быкоголовость» отдельных образов так же можно истолковать двояко. Поскольку бычьи рога являются непременным атрибутом масок тувинских шаманов, (да и в других культурах бычьи рога часто становятся деталями головного убора) на каракольских сюжетах могут быть изображены именно они (Дэвлет М.А., 1997, с. 242).

Таким образом, всего было учтено 69 антропоморфных изображений происходящих из трех могильников. Из них 83 % из могильника Каракол; 7% из могильника Озерное и 10 % из могильника Бешозек. По типу изображения головы (головного убора) проанализированные сюжеты можно разделить на следующие группы: 32% - «солнцеголовых» существ; 26% - «быкоголовых» (из них 14,5% с овально-кольцевыми рогами); 10% - изображений с ушками; 4% - фигур в грибовидных шляпках; 4% - конических головных уборов; 3% - фигур с прямыми рожками вытянутыми вверх и 21 % прочих изображений. Из данной статистики можно сделать вывод о наибольшей популярности сюжетов «солнцеголовых» существ.

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательских проектов РГНФ «Эпоха энеолита и бронзы Горного Алтая», проект N 04-01-00356

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ