назад



АНОХИН АНДРЕЙ ВИКТОРОВИЧ
(1867 - 1931)

- композитор, этнограф, просветитель, переводчик, член-корреспондент АН СССР (1923). Родился в с. Правые Ламки Тамбовской губернии, сын крестьянина. В 1874 г. семья переехала в Бийск. Рано остался без родителей. Окончил Бийское катехизаторское и Московское синодальное училища, учился на регентских курсах петербургской придворной певческой капеллы у композитора А.К. Лядова. С 1900 г. работал в Томске: преподавал в учебных заведениях пение, теорию музыки, игру на скрипке. Большое влияние на Анохина оказало знакомство с Г.Н. Потаниным, Г.И. Гуркиным. В 1909 г. по приглашению Потанина принял участие в этнографической экспедиции по Горному Алтаю, где изучал народное песенное творчество, истоки бурханизма на Алтае. В 1910-1912 гг. по поручению "Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии" исследовал шаманство алтайцев. Записал 12 шаманских мистерий, более 100 телеутских песен с мелодиями, порядок свадебного обряда, выяснил значение рисунков на бубнах. Статьи Анохина "Душа и её свойства по представлению телеутов" (СПб, 1912), "Материалы по шаманству у алтайцев" (Л., 1924) остаются непревзойдёнными по количеству полевых записей и переводов на русский язык, представляют большую источниковедческую ценность для изучения этногенеза и этнической истории тюркских народов. Во время экспедиций по Южной Сибири, Монголии, Восточному Казахстану записал более 800 песен и инструментальных наигрышей тюркских народов, собрал легенды, народные сказания. Являлся членом РГО, Русской музыкального общества, общества изучения Сибири. В 1918 - 1920 гг. жил и работал в Чемале (Горный Алтай), преподавал в школе пение, алтайский язык, краеведение. В 1921 г. переехал в Барнаул, преподавал в школе им. III Коминтерна (ныне школа ©1), руководил курсами хормейстеров при рабоче-крестьянской консерватории. С 1926 г. жил в Улале (Горно-Алтайск), работал в пед. училище. Анохин - автор около 100 музыкальных произведений, в т.ч. сюиты "Хан-Алтай", оратории "Талай-Хан", поэмы "Хан-Эрлик", основанных на музыкальном фольклоре алтайцев. Некоторые напевы, записанные Анохиным, опубликованы в приложении к статье А.Д. Руднева "Мелодии монгольских племён" (Музыкальная энциклопедия, т.1. М., 1973). В 1919 г. издал сборник песен Горного Алтая.

Библиография:
  1. Анохин А.В. Душа и её свойства по представлению телеутов. СПб, 1912.
  2. Анохин А.В. Материалы по шаманству у алтайцев. Л., 1924.
  3. Виницкая Н.В. А.В. Анохин: из опыта использования музыкального фольклора в творчестве композитора-этнографа // Культурное наследие Сибири: Сборник статей респ. науч.- практ. конф. / Составитель Т.М. Степанская. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2004. Вып.5. С. 105-109.
  4. Винницкая Н.В. Анализ творческого наследия композитора в контексте теории социально-исторической обусловленности развития искусства: (на примере произведений А.В. Анохина): Автореф. дис. на соиск. учён. степени кандидата философских наук / Н.В. Винницкая. Барнаул; Бийск: БГПУ, 2004. 22 с.
  5. Винницкая Н.В. Особенности художественного языка музыкальных произведений А.В. Анохина // Языковая картина мира: лингвистический и культурологический аспекты: материалы II Международной науч.- практ. конф. (22-24 сент. 2004 г.). В 2 т. Бийск: НИЦ БГПУ им. В.М. Шукшина, 2004. Т.1. С. 99-105.
  6. Винницкая Н.В. Отражение национального алтайского мировоззрения в музыкально-сценических произведениях А.В. Анохина // Реальность этноса. Образование и национальная идея. 2003. Материалы VI международной науч.- практ. конф. / Науч. ред. И.Л. набок. СПб.: Астериоон, 2004. С. 502-504.
  7. Новикова С.В., Яковлева Н.А. Анохин А.В. // Энцикл. Алтайского края. Барнаул, 1997. Т.2. С.36-37.



на главную