М.Е. Чибисов

Алтайский государственный университет

ДУХОВЕНСТВО ПРИХОДОВ
БАРНАУЛЬСКОГО ДУХОВНОГО ПРАВЛЕНИЯ В 1804-1828 гг.

(по материалам клировых ведомостей)

Исследование поддержано РФФИ, грант N 05-06-80220

Клировые ведомости дают нам наиболее полную характеристику священнослужителей той или иной церкви. Поскольку составлялись они ежегодно, можно проследить количественные и качественные изменения в среде духовенства 1.

Хронологические рамки данной работы охватывают 1804-1828 гг. Этот период можно выделить по двум основным причинам. Во-первых, по форме клировых ведомостей - до этого они носили более краткий характер, а с 1829 г. приобрели более полную структуру, по которой заполнялись до конца своего существования как отчетного документа. Во-вторых, в 1829 г. сокращается количество приходов, относящихся к Барнаульскому духовному правлению. Клировые ведомости данного периода заполнялись Благочинным священником по всем подотчетным ему церквям. До 1816 г. Благочинных священников было три, с 1816 г. - четыре.

Информация о причте церкви сводилась к следующему: ":чин, имя, каких лет, женат, вдов или двуженец (т.е. второй раз женат - М.Ч.), имеет ли детей мужского пола (имя, возраст, чему и где обучаются), умеет ли читать, петь по ноте и наслышкой, учился ли в семинарии и до какого класса, когда определен к сей церкви и какие прежде проходил должности, какого состояния (поведения), касался ли каких дел, когда, за что и чем был штрафован". Эта форма повторяется во всех клировых ведомостях рассматриваемого периода.

Территория, подотчетная Барнаульскому духовному правлению, к началу XIX в. состояла из приходов 24 церквей: Барнаульской Петропавловской, Барнаульской Захарьевской, Барнаульской Одигитриевской, Павловского завода Введенской, Касмалинского села Введенской, Чингинской слободы Петропавловской, Малышевской слободы Христорождественской, Нижнесузунского завода Вознесенской, Ирменского села Екатерининской, Крохалевского села Введенской, Кривощековского села Николаевской, Берской слободы Сретенской, Легостаевской слободы Архангельской, Гутовского села Петропавловской, Тальменской слободы Михайло-Архангельский, Белоярской слободы Петропавловский, Железнотомского завода Сошествиевской, Новоенисейской слободы Дмитриевский, Бийской крепости Успен-


-3-

ский, Смоленского редута Одигитриевской, Кособоковского села Екатерининской, Кашинского села Николаевской, Змеиногорского рудника Преображенской и Колыванского завода Воскресенской 2. В 1809 г. их число выросло до 25 - в селе Тогульском была построена Михайло-Архангельская церковь.

В первой половине XIX в. на территории Алтайского горного округа ощущалась острая нехватка церквей, территории приходов были огромны, а их население превышало тройную и более нормы, положенные для той или иной церкви. Не лучше дело обстояло и с укомплектованностью храмов священнослужителями. Лишь некоторые церкви имели полный штат клириков, да и тот сохранялся лишь несколько лет. Ни одна из церквей, относящихся к Барнаульскому духовному правлению, не сохраняла положенного количества священнослужителей на протяжении всего рассматриваемого периода.

В 1804 г. в приходах Барнаульского духовного правления служило 122 клирика, хотя по штату их должно было служить 183. Средний возраст священнослужителей составлял 33,2 года. Их образовательный уровень оставлял желать лучшего, только 20 когда-либо учились в семинарии, причем полностью закончил её лишь протоиерей Иоанн Пеунов 3. Такой низкий образовательный уровень объясняется острой нехваткой церковнослужителей в приходах, что вынуждало клириков определять своих детей на службу к церкви, а не отправлять в семинарию.

Со временем положение с укомплектованностью штата церквей еще более ухудшается. К 1815 г. количество священнослужителей в приходах Барнаульского духовного правления уменьшается с 122 до 104 человек, при этом в 1809 г. была открыта новая церковь (Тогульская Михайло-Архангельская), и образован новый приход, что увеличило число положенных по штату клириков до 187 человек. Данный спад объясняется тем, что консистория обязала священнослужителей направлять своих детей в семинарию, а не на службу причетниками при церкви. Как свидетельствуют клировые ведомости, все дети священнослужителей мужского пола обучались в Тобольской семинарии. Следствием этого было повышение среднего возраста священнослужителей к 1815 г. с 33,2 до 35 лет, а также повышение их образовательного уровня: число клириков, учившихся в семинарии, за период 1804-1815 гг. увеличилось с 10,9% до 29,8% 4.

В последующие годы данные тенденции усилились. К 1828 г. средний возраст священнослужителей увеличился до 39,4 лет, а количество учившихся в семинарии до 47,4%. Количество клириков в приходах Барнаульского духовного правления увеличилось до 121 человека 5, причиной этого был их естественный прирост, и направление консисторией в приходы Алтайского горного округа священнослужителей из других областей.

Таким образом, клировые ведомости имеют большой информационный потенциал для изучения духовенства, а также его взаимоотношений с другими сословиями.


-4-

ПРИМЕЧАНИЯ

1. ЦХАФ АК. Ф. 26. Оп. 1. Д. 298-306, 314.

2. ЦХАФ АК. Ф.26. Оп. 1. Д. 294. Л. 2-43.

3. Там же.

4. ЦХАФ АК. Ф. 26. Оп. 1. Д. 297. Л. 2-50.

5. ЦХАФ АК. Ф. 26. Оп. 1. Д. 303. Л. 2-131.

Вернуться к содержанию