А.М. Адаменко

Кемеровский государственный университет

Развитие сети приходов русской православной церкви
на юге Западной Сибири в XVII — начале ХХ вв.

На территории юга Западной Сибири, на основании опубликованных и архивных источников (отписки воевод, книги выдачи государева жалования, переписные книги, описания острогов и пр.), уже в первой половине XVII в. можно обнаружить храмы Русской православной церкви: в Томске, Нарыме, при Кузнецком и Кетском острогах. Кроме того, скорее всего к XVII в. следует отнести строительство храмов в острогах, возникших в этот период по течению рек Томь и Обь. Но привести более полные данные на этот период времени мы не можем в связи с неполной изученностью архивного материала, дальнейшее изучение которого позволит более ясно представить картину XVII в.

XVIII в. принес с собой новшества во все сферы жизни, в том числе и в Русскую православную церковь. Введение новых штатов на юге Западной Сибири в связи с малым количеством приходов и постоянным ростом населения не внесло значительного изменения в общую картину приходов. Единственным препятствием, которое было создано, явилось приписывание новопостроенных храмов к уже существующим приходам, а не немедленное открытие при них самостоятельных приходов.

К началу XVIII в. в Тобольской метрополии (включая Иркутскую епархию) насчитывалось 160 церквей, в 1719 г. в 13 заказах (без Иркутской епархии) было 283 церкви [1, c. 278, 293]. Согласно ведомостям, присланным в Синод в 1738 г., на территории Тобольской епархии насчитывалось 374 церкви [2, c. 16]. Согласно ведомости Митрополита Тобольского и Сибирского Антония в Святейший Синод от 1748 г., в Томском уезде было 6 городских и 28 церквей в уезде (из которых 5 церквей были праздными. В Кузнецком уезде насчитывалось 7 церквей (из них 3 городских) [3].

В первой половине XVIII в. мы можем выделить два района, довольно сильно отличающиеся друг от друга по количественному признаку. Кузнецкое духовное правление отличалось небольшим


146


количеством церквей, но довольно большой концентрацией прихожан при каждой церкви, Томское духовное правление с обратной картиной — большое количество церквей, с небольшим количеством прихожан при них. К концу XVIII в. на исследуемой территории было 66 церквей: в Томском духовном правлении — 33, в Кузнецком — 8, Барнаульском — 25 [4].

По-прежнему большее количество церквей приходилось на Томское духовное правление, но уже можно наблюдать довольно быстрый рост приходов на юге изучаемой территории, здесь даже образовано новое духовное правление Барнаульское, где складывается новый тип приходов при заводах и военных укреплениях. Меньшим по размерам и количеству приходов было Кузнецкое правление.

XIX в. принес с собой большее дробление территории будущей Томской епархии на приходы. Число приходов постоянно увеличивалось. Основная масса новых приходов появлялась в южной части из-за большого притока населения в связи с развитием переселенческого движения. Кроме того, с началом освоения Мариинской тайги с конца XVIII — начала XIX в. активно возникают поселения на востоке Томской губ. В конце XIX — начале ХХ в. произошел большой рост количества приходов на степных просторах Алтая и Барабинской степи, куда направлялись переселенцы из Европейской России.

В XIX в., по данным И. Преображенского, количество церквей в Томской епархии менялось следующим образом: 1840 г. — 215; 1850 г. — 258; 1860 г. — 533; 1870 г. — 394 (уменьшение связано с образованием самостоятельной Енисейской епархии); 1880 г. — 396; 1890 г. — 455 [5, 23].

В 1914 г. на территории Томской епархии насчитывалось уже 840 приходов, 58 благочиний, включающих в себя от 7 до 25 приходов. Картина распределения приходов по уездам выглядит следующим образом: Барнаульский — 292, Томский — 122, Бийский — 87, Змеиногорский — 74, Каинский — 73, Мариинский — 72, Кузнецкий — 65, г. Колывань — 3. Кроме того, 3 благочиния находились в составе Алтайской духовной миссии, одно благочиние включало в себя церкви, находящиеся при железнодорожных станциях. Кроме этого существовал ряд церквей, не вошедших в какие-либо благочиния, а функционировавших непосредственно под юрисдикцией


147


духовной консистории, в основном это были крупные храмы Томска, Ново-Николаевска, Бийска. Следует отметить, что 17 приходов были временно приписаны к другим приходским общинам [6].

На юге Западной Сибири процесс образования сети приходов в отличие от европейской части России в XVIII — начале ХХ вв. только лишь получал свое развитие, что было непосредственно связано с освоением территории Сибири. Появление все большего количества населенных пунктов с приходскими храмами приводило к уменьшению размеров старых приходов, сокращению расстояний между населенными пунктами внутри приходов. Первоначально большее количество приходов было сосредоточено в Томском уезде и по р. Томь, но впоследствии наиболее заселенными стали территории южных уездов губернии (Бийского, Барнаульского), где находилось и большинство приходов.

Примечания

1. Покровский И.М. Русские епархии в XVI–XIX вв., их открытие, состав и пределы. Казань, 1913. Т. 2.

2. Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община в XVIII в. Новосибирск, 1990.

3. Подсчитано по: Зольникова Н.Д. Указ. соч. С. 184–185.

4. ТФ ГАТО, Ф. 156, 1784 г., Д. 101, Л. 7–12, 92–98, 106–107.

5. Преображенский И. Отечественная церковь по статистическим данным с 1840–41 по 1890–1891 гг. СПб.,1897.

6. Справочная книга по Томской епархии. Томск, 1914.


148


ВЕРНУТЬСЯ К СОДЕРЖАНИЮ