Вернуться к выдающимся историкам Алтая/ На главную

Л.Г. Сухотина
(Томский государственный университет)
Слово об учителе

Актуальные вопросы истории Сибири. Научные чтения памяти профессора А.П.Бородавкина: Материалы конф. / Под. ред. Ю.Ф.Кирюшина; В.А.Скубневского. Барнаул, 1998. С.26-29.

Утрата Александра Павловича Бородавкина вызывает не только боль, но и тревогу. Уходят настоящие интеллигенты, бескорыстные ученые. Те, кто трудом своим подготовил и приблизил наступление нового времени в исторической науке, заслужив признательность и уважение своих коллег и учеников. И наш долг сказать о нем свое слово, сохранив благодарную память. Долг тем более неотложный, что все сильнее истончается слой истинных интеллигентов, людей широко мыслящих, независимых и смелых. Надо говорить о таких людях, чтобы помнить, каким должен быть человек. Это рождает оптимизм и веру в будущее.

Со студенческих лет запомнились пожелании Александра Павловича, обращенные к нам - ученикам. Среди них особенно два: "никогда не идите по пути наименьшего сопротивления" и еще - "если можно сделать добро человеку, то почему не сделать". Позже отчетливо поняла, что это не были просто дежурные наставления, ни к чему не обязывающие его самого фразы, но мысли, которые служили для него самого девизом.

Тайна личности Александра Павловича в щедро данном ему природой богатстве - интеллектуальной одаренности и многогранности. Однако не только данном, но и приобретенном большим, напряженным трудом. Его всегда отличали постоянные размышления о прошлом и настоящем, неприятие идеологических догм и сопротивление им, стремление выработать свою собственную систему взглядов. Понять время, понять человека в обществе - таковой была его цель. Не случайно его всегда привлекали яркие исторические личности - В. Белинский, Т. Грановский, А. Герцен, декабристы, исторические взгляды и деятельность которых стали темой научных исследований его самого и его многочисленных учеников - студентов, аспирантов.

Мысль А.П. Бородавкина всегда работала в русле самых актуальных тем. Поэтому в 60-е гг. его захватывает проблема путей аграрной капиталистической эволюции Сибири. Это было время работы большого коллектива сибирских историков над историей края. Позже, естественно, он обратился к исследованию крестьянской реформы 1861 г., ибо в ней заключались причины и истоки, обусловившие специфику капиталистической модернизации России в целом. Работы А.П. Бородавкина по аграрной истории Сибири и, в частности Алтая, как известно, положили начало целому научному направлению в этой области, определив его содержание. И, вероятно, не все теперь помнят, а некоторые и вообще не знают, что начинал он свою исследовательскую деятельность с изучения истории общественной мысли. И в этом, несомненно, была своя глубинная логика. Здесь проявлялся постоянный интерес к человеку, его интеллектуальному творчеству, которое помогало лучше понять самое историю. Поскольку личность по сути есть всегда микрокосм своего общества, действительно глубокий анализ исторических процессов и явлений невозможен без учета общественной мысли, мировоззрения, ценностных установок мыслителя и, наконец, его взаимоотношений с другими представителями интеллектуальной элиты. Именно эти обстоятельства и вызвали интерес А.П. Бородавкина к исследованию исторических взглядов С.С. Шашкова, а затем к теме "А.И. Герцен и декабристы". В этом отнюдь не было следования идеологической моде. Они привлекли внимание ученого не как революционные деятели, но прежде всего как личности, заявившие о себе яркой интеллектуальной одаренностью и необычайной многогранностью.

Первым законченным исследованием А.П. Бородавкина, защищенным в 1950 г. в качестве кандидатской диссертации, стала работа, посвященная изучению деятельности и исторических взглядов С.С. Шашкова [1]. Это не был случайный выбор. С.С. Шашков заинтересовал Александра Павловича как вдумчивый аналитик сибирской истории, интересный писатель и яркий публицист, ревностно боровшийся за открытие университета в Сибири и много сил отдавший решению инородческого вопроса. Он был активнейшим деятелем областничества - либерально-буржуазного движения, трактовавшегося тогда как движение реакционное. А.П. Бородавкин один из первых пришел к обоснованному выводу, что областничество появилось на гребне рево люционно-демократического движения, было рождено его подъемом и носило не просто буржуазный, но либерально-демократический, просветительский характер, а, следовательно, было движением прогрессивным. К такому заключению он пришел не только на основе изучения философско-исторических и политических воззрений Шашкова, но и рассматривая реакцию на них прогрессивно настроенных кругов сибирского общества. Публичные лекции Шашкова в Томске и Красноярске собирали огромную аудиторию и всегда сопровождались аплодисментами. Современников, а позже историков привлекали его вера в просвещение и нравственность как главную силу исторического процесса.

Обращение к новой исследовательской теме - "А.И. Герцен и декабристы" было для А.П. Бородавкина столь же закономерным, как и изучение взглядов С.С. Шашкова. Они для него являли собою интеллектуальную и нравственную элиту, цвет русской нации, остро сознающей свое право и обязанность помочь отечеству, но помочь так, чтобы не вызвать опасного для страны народного возмущения. В этой связи представляется не случайным, что написанная им в соавторстве с Г.П. Шатровой монография посвящена именно Г.С. Батенькову [2]. Единственный среди декабристов уроженец Сибири известен не только своей многообразной просветительской и другой общественно-полезной деятельностью в период своего пребывания в ссылке (разработкой многочисленных планов и проектов хозяйственного развития Сибири), но также одной весьма немаловажной деталью своей биографии. В трагический день 14 декабря он не явился на Сенатскую площадь, сославшись на болезнь горла [3]. Примечательно, что авторы монографии не замалчивают этот факт, как, впрочем, и не стараются привлечь к нему внимание читателя. Для них это событие в биографии декабриста - не позорное свидетельство краха "дворянской революционности", но, скорее всего, проявление неуверенности в целесообразности и пользе выступления, поступок человека ответственного и думающего.

Оценка А.П. Бородавкиным А.И. Герцена, его философско-исторических взглядов и политических позиций намного опередила свое время. Ученый рассматривал Герцена не как революционера, но как либерала. И можно лишь догадываться, какую бурю возмущения вызвал его доклад в Институте истории в начале 60-х гг. Безусловно, это обстоятельство не могло ни охладить, ни притупить исследовательский энтузиазм. К сожалению, еще не наступило время, когда можно было свободно выразить свое мнение, если оно расходилось с оценками, предложенными официальной идеологией. С большой долей вероятности можно предположить, что здесь кроется одна из причин ухода А.П. Бородавкина от изучения истории общественной мысли и обращение к социально-экономическим проблемам. Тут возникает болезненный для исторической науки и требующий особого рассмотрения вопрос о пределах возможного в научном творчестве в условиях тоталитарного режима. Конечно, дань своему времени прослеживается и в работах А.П. Бородавкина. Но важно подчеркнуть то, что его научные труды всегда были пронизаны самостоятельными раздумьями и поисками без оглядки на авторитеты классиков. Вот почему к числу положительных результатов его исследований следует отнести не только предложенные им и уже утвердившиеся в научной литературе выводы, но также те его суждения и идеи, которые вызывают споры и остаются еще дискуссионными, стимулируя тем самым дальнейшие творческие поиски.

Примечания

1 Бородавкин А.П. Публицистика С.С. Шашкова и его исторические воззрения: Автореф. дис... канд. ист. наук. Томск, 1950.

2 Бородавкин А.П., Шатрова Г.П. Декабрист Г.С. Батеньков. Томск, 1960.

3 Там же. С. 3.